Самое раннее зафиксированное упоминание haṭhayoga встречается в буддийском Гухьясамаджатантре VIII века, конкретно в стихах 161–163 главы 18 (Samājottaratantra). Там говорится, что если практикующий ṣaḍaṅgayoga не достигает визионарного опыта (darśana), ведущего к осознанию, после трёх попыток по шесть месяцев каждая, он должен прибегнуть к haṭhayoga (тиб. stobs kyi rnal 'byor) — силовому методу, который, как утверждается, приводит к пробуждению (bodhi) и совершенству знания (jñānasiddhi).
- Наропа (956–1040), Paramārthasaṃgraha, цитируя Loghukālacakratantra, IV, 119 и IV, 196–197; Vimalaprabhāṭīkā, IV, 119.
Теперь объясняется хатха-йога (тиб.
btsan thabs kyi mal 'byor / thobs kyi mal 'byor) следующим образом:
здесь, когда Неизменный Момент (момент окончательной реализации, Immutable Moment, akṣarakṣaṇa) не проявляется из-за того, что жизненный поток (vital breath, prāṇa) не контролируется, даже если образ воспринимается посредством процесса контроля органов чувств (pratyāhāra) и так далее, в этот момент йогин, практикуя внутренний звук (nādabhyāsa), силой направляя жизненный поток в авадхути (avadhūti - центральный канал, связанный с высшей реализацией), осознает Неизменный Момент через неподвижность (niḥspanda - состояние неподвижной, неколеблющейся реализации), останавливая (удерживая) семя бодхичитты (
bodhicittabindu) в центре «Ваджра-драгоценности» (vajramaṇicakra), находящемся в лотосе мудрости. Это и есть хатха-йога.
[
vajra-maṇi-cakra дословно —
«чакра Ваджра-драгоценности», то есть центр неразрушимого союза метода и мудрости.
Чакра неразрушимой драгоценности, чакра ваджрной драгоценности,
vajra gem chakra — это, как правило, чакра в области гениталий (нижний центр), связанная с
unión vajra (йогическим союзом) и
bindu (каплей), то есть с местом соединения и удержания
бодхичитты.
В текстах традиции
Kālacakra и
Amṛtasiddhi, этот центр чаще всего отождествляется с нижней чакрой (mūlādhāra или «основа») — генитальной областью.
Этот центр — место пребывания “бодхичитта-бинду” (капли семени), энергии жизни, соединяющейся с «огнём сaṇḍālī (gtum mo)», поднимающимся из пупка.
В
Amṛtasiddhi и комментариях Амогхаваджры и Наропы этот термин обозначает:
«Место, где соединяются мужское и женское начала;
где бодхичитта (bindu) удерживается,
и где реализуется “Неразрушимый Момент” (akṣarakṣaṇa, vajrakṣaṇa).»
В
Kālacakratantra (гл. IV–V) “vajra-maṇi-cakra” также обозначает:
нижний энергетический центр, место рождения бодхичитты,
то есть генитальная чакра, иногда называемая
nirmāṇacakra — «чакра проявления (эманации)».]
- Практика внутреннего звука (nādabhyāsa) описывается следующим образом:
Энергия [prāṇa] (śakti; тиб. nus ma) поднимается от центра пупка к высшей обители (санскр. parāpada; тиб. gzhan gyi gnas su) […]. Она останавливается на чакре пупка и, подобно сияющей молнии в форме палки, движется плавно и дрожащими колебаниями вдоль авадхути, переходя от одной чакры к другой, пока с силой не пронзает отверстие ушниши, подобно шипу, пробивающему кожу. В этот момент йогин должен очень сильно подтянуть апану (тиб. thur du sel ba) вверх, в [центральный] канал. Как только оба ветра остановлены [внутри авадхути], они прорываются через ушнишу и поднимаются к высшей цитадели (parāpura, тиб. mchog gi grong kher). Таким образом йогин […] становится всеобщей матерью йогина (yogīnīṃ viśvamātā, тиб. rnal 'byor pa mams dag gi sna tshogs yum), наделенной пятью сверхъестественными знаниями.
- Caṇḍalī (gtum mo). Наропа, Paramārthasaṃgraha (148–151), говорит:
Прана (prāṇa), поскольку она является защитником ума, — это собственная мантра человека.
Эта прана должна быть сосредоточена (созерцаема) в области пупка и возведена [из чакры в чакру] к сердцу, пока не достигнет бинду — то есть места, где пребывает бинду, — область лба. Здесь её следует остановить.
Эту драгоценность, сопровождаемую органами чувств, необходимо остановить, то есть освободить от движения туда и обратно. Это и называется
удержание (dhāraṇā), четвёртая анга (ступень) […].
Затем эта великая драгоценность, однажды остановленная — то есть сделанная неподвижной посредством ступени удержания, — вызовет восхождение
caṇḍalī из чакры пупка по алмазному пути,
avadhūti, к элементам другого, то есть к чакре головы. Затем, выйдя из чакры головы, она растворит слог HAM, и, растворив его, направится — в соответствии с четырьмя блаженствами (
ānanda) — к чакре ваджра-драгоценности.
После удержания
caṇḍalī немедленно воспламеняется. Таково учение Мастеров.
Поэтому йогин, наделённый мудростью, должен следить за тем, чтобы бодхичитта не испускалась (не терялась).
Со словами:
«постепенно постичь высшее неподвижное состояние», йогин должен медитировать на союзе двух органов.
То, что Владыка Будда хотел обозначить, — это медитация на блаженстве, а не излияние бодхичитты.
Эта склонность к излиянию — есть сама природа возникших омрачений, которые с безначальных времён связывают живых существ с сансарой.
Посредством союза с мудрой эта склонность к излиянию преобразуется в склонность к не-излиянию — подобно тому, как ртуть и огонь взаимодействуют друг с другом.
Огонь — враг ртути.
Без огня ртуть никогда не может быть связана (*bandhah*, тиб. *’ching ba*).
Без связывания не может быть золота.
Без золота алхимик не испытывает наслаждения.
Точно так же, без союза с женщиной связывание бодхичитты (*cittabandhah*) у йогина не может произойти.
Если она не связана (*na baddhah*), тело не может быть пронзено (*vedha*, от √*vidh*, тиб. *’bigs pa*) или преобразовано.
Без телесного преображения (*āvidha*) здесь не даруется самопроявленное блаженство (*sahajānanda*).
Без союза с женщиной связывание бодхичитты у йогина (
bandhah, тиб.
’ching ba) не может произойти.
Если она не связана (
na baddhah), тело не может быть пронзено (
vedha, тиб.
’bigs pa) или преобразовано.
Без телесного преображения (
āvidha) самопроявленное блаженство (
sahajānanda) здесь не даруется.