Происхождение и истинное значение Hathayoga

Самое раннее зафиксированное упоминание haṭhayoga встречается в буддийском Гухьясамаджатантре VIII века, конкретно в стихах 161–163 главы 18 (Samājottaratantra). Там говорится, что если практикующий ṣaḍaṅgayoga не достигает визионарного опыта (darśana), ведущего к осознанию, после трёх попыток по шесть месяцев каждая, он должен прибегнуть к haṭhayoga (тиб. stobs kyi rnal 'byor) — силовому методу, который, как утверждается, приводит к пробуждению (bodhi) и совершенству знания (jñānasiddhi).

  • Наропа (956–1040), Paramārthasaṃgraha, цитируя Loghukālacakratantra, IV, 119 и IV, 196–197; Vimalaprabhāṭīkā, IV, 119.

Теперь объясняется хатха-йога (тиб. btsan thabs kyi mal 'byor / thobs kyi mal 'byor) следующим образом:

здесь, когда Неизменный Момент (момент окончательной реализации, Immutable Moment, akṣarakṣaṇa) не проявляется из-за того, что жизненный поток (vital breath, prāṇa) не контролируется, даже если образ воспринимается посредством процесса контроля органов чувств (pratyāhāra) и так далее, в этот момент йогин, практикуя внутренний звук (nādabhyāsa), силой направляя жизненный поток в авадхути (avadhūti - центральный канал, связанный с высшей реализацией), осознает Неизменный Момент через неподвижность (niḥspanda - состояние неподвижной, неколеблющейся реализации), останавливая (удерживая) семя бодхичитты (bodhicittabindu) в центре «Ваджра-драгоценности» (vajramaṇicakra), находящемся в лотосе мудрости. Это и есть хатха-йога.

[vajra-maṇi-cakra дословно«чакра Ваджра-драгоценности», то есть центр неразрушимого союза метода и мудрости.
Чакра неразрушимой драгоценности, чакра ваджрной драгоценности,
vajra gem chakra — это, как правило, чакра в области гениталий (нижний центр), связанная с unión vajra (йогическим союзом) и bindu (каплей), то есть с местом соединения и удержания бодхичитты.
В текстах традиции Kālacakra и Amṛtasiddhi, этот центр чаще всего отождествляется с нижней чакрой (mūlādhāra или «основа») — генитальной областью.
Этот центр — место пребывания “бодхичитта-бинду” (капли семени), энергии жизни, соединяющейся с «огнём сaṇḍālī (gtum mo)», поднимающимся из пупка.
В Amṛtasiddhi и комментариях Амогхаваджры и Наропы этот термин обозначает:
«Место, где соединяются мужское и женское начала;
где бодхичитта (bindu) удерживается,
и где реализуется “Неразрушимый Момент” (akṣarakṣaṇa, vajrakṣaṇa).»
В Kālacakratantra (гл. IV–V) “vajra-maṇi-cakra” также обозначает:
нижний энергетический центр, место рождения бодхичитты,
то есть генитальная чакра, иногда называемая nirmāṇacakra — «чакра проявления (эманации)».]


  • Практика внутреннего звука (nādabhyāsa) описывается следующим образом:

Энергия [prāṇa] (śakti; тиб. nus ma) поднимается от центра пупка к высшей обители (санскр. parāpada; тиб. gzhan gyi gnas su) […]. Она останавливается на чакре пупка и, подобно сияющей молнии в форме палки, движется плавно и дрожащими колебаниями вдоль авадхути, переходя от одной чакры к другой, пока с силой не пронзает отверстие ушниши, подобно шипу, пробивающему кожу. В этот момент йогин должен очень сильно подтянуть апану (тиб. thur du sel ba) вверх, в [центральный] канал. Как только оба ветра остановлены [внутри авадхути], они прорываются через ушнишу и поднимаются к высшей цитадели (parāpura, тиб. mchog gi grong kher). Таким образом йогин […] становится всеобщей матерью йогина (yogīnīṃ viśvamātā, тиб. rnal 'byor pa mams dag gi sna tshogs yum), наделенной пятью сверхъестественными знаниями.

  • Caṇḍalī (gtum mo). Наропа, Paramārthasaṃgraha (148–151), говорит:

Прана (prāṇa), поскольку она является защитником ума, — это собственная мантра человека.
Эта прана должна быть сосредоточена (созерцаема) в области пупка и возведена [из чакры в чакру] к сердцу, пока не достигнет бинду — то есть места, где пребывает бинду, — область лба. Здесь её следует остановить.
Эту драгоценность, сопровождаемую органами чувств, необходимо остановить, то есть освободить от движения туда и обратно. Это и называется удержание (dhāraṇā), четвёртая анга (ступень) […].
Затем эта великая драгоценность, однажды остановленная — то есть сделанная неподвижной посредством ступени удержания, — вызовет восхождение caṇḍalī из чакры пупка по алмазному пути, avadhūti, к элементам другого, то есть к чакре головы. Затем, выйдя из чакры головы, она растворит слог HAM, и, растворив его, направится — в соответствии с четырьмя блаженствами (ānanda) — к чакре ваджра-драгоценности.
После удержания caṇḍalī немедленно воспламеняется. Таково учение Мастеров.

Поэтому йогин, наделённый мудростью, должен следить за тем, чтобы бодхичитта не испускалась (не терялась).
Со словами: «постепенно постичь высшее неподвижное состояние», йогин должен медитировать на союзе двух органов.
То, что Владыка Будда хотел обозначить, — это медитация на блаженстве, а не излияние бодхичитты.
Эта склонность к излиянию — есть сама природа возникших омрачений, которые с безначальных времён связывают живых существ с сансарой.
Посредством союза с мудрой эта склонность к излиянию преобразуется в склонность к не-излиянию — подобно тому, как ртуть и огонь взаимодействуют друг с другом.
Огонь — враг ртути.
Без огня ртуть никогда не может быть связана (*bandhah*, тиб. *’ching ba*).
Без связывания не может быть золота.
Без золота алхимик не испытывает наслаждения.
Точно так же, без союза с женщиной связывание бодхичитты (*cittabandhah*) у йогина не может произойти.
Если она не связана (*na baddhah*), тело не может быть пронзено (*vedha*, от √*vidh*, тиб. *’bigs pa*) или преобразовано.
Без телесного преображения (*āvidha*) здесь не даруется самопроявленное блаженство (*sahajānanda*).

  • LaghuKālacakra (IV, 224)

Без союза с женщиной связывание бодхичитты у йогина (bandhah, тиб. ’ching ba) не может произойти.
Если она не связана (na baddhah), тело не может быть пронзено (vedha, тиб. ’bigs pa) или преобразовано.
Без телесного преображения (āvidha) самопроявленное блаженство (sahajānanda) здесь не даруется.