Статья об истории и истоках возникновения йоги, её истинном назначении и первых упоминаниях в древних текстах ваджраяны (тантрического буддизма) на основе буддийского текста XI века — Амритасиддхи (Amṛtasiddhi).
Обоснованные доказательства единства хатха-йоги и янтра-йоги, свидетельствующие о том, что в древности они представляли собой единую систему практики.
Текст Amṛtasiddhi в последнее время стал более известен среди тех, кто интересуется изучением и практикой йоги, особенно Haṭha Yoga. Этот текст XI века, автором которого является Мадхавачандра, сейчас считается самым ранним текстом, обучающим основным практикам Haṭha Yoga. Ученые относят Amṛtasiddhi к категории ранних текстов Haṭhayoga. Данная статья основана на тибетском корпусе Amṛtasiddhi (’Chi med grub pa’i yig sna), составленном Амогхаваджрой, но приписываемом Вирупе. Эти тексты о практике физической йоги, или тексты trulkhor, написаны в стихотворной форме. Они в основном представляют собой инструкции по формированию различных простых и сложных телесных поз, часто сопровождаемых специальными дыхательными техниками и движениями. В этих практиках, ориентированных на позы, основными элементами являются телесная поза (lus gnad) и дыхательная техника (rlung gi gnad). Амогхаваджра использует тибетский термин *lus gnad* для обозначения этих физических форм йоги и *drag po’i sbyor ba* (силовая йога) для одной из дыхательных техник, используемых в этой практике. *Drag po’i sbyor ba* является одним из тибетских эквивалентов санскритского термина Haṭhayoga.
Примерно в начале второго тысячелетия в средневековой Индии, Непале и Тибете начали появляться практики, описанные в тексте под названием Amṛtasiddhi, приписываемом Вирупе (Bir wa pa). Этот текст учит новой системе йоги, которая ведет к достижению свободы от старения, болезней, смерти и перерождения, делая (vajra) тело путем к освобождению в этой жизни, а не в bardo и не в следующей жизни. Этот метод йоги позже распространился в традиции индуистской Haṭha Yoga. Он также процветал в школе тибетского буддизма Shangpa Kagyu (Shangs pa bka’ brgyud) с собственной уникальной линией мастеров Amṛtasiddhi, происходящей от Вирупы, который, вероятно, жил в VIII или IX веке.
Уникальной особенностью работ Amṛtasiddhi Амогхаваджры является то, что они содержат несколько текстов о практике физической йоги, которые тексты называют lus gnad. Корневой текст перечисляет тексты, обучающие lus gnad (физической йоге с дыхательными техниками), которые появляются в отдельных текстах. Как отмечалось ранее, йогические позы, которые мы видим в этих текстах, не классифицируются отдельно как āsana, как в индуистских текстах, и им не даются никакие названия. Амогхаваджра использует тибетский термин lus gnad для этих физических форм йоги, которые обычно переводятся как «ключевая телесная поза» (āsana). Эти lus gnad в основном состоят из формирования различных сложных йогических поз, за которыми следует применение специфической дыхательной техники: «энергичное объединение верхнего и нижнего воздуха в области пупка». Комментарий использует термин drag po’i sbyor ba (силовая йога), которая должна выполняться с одной из вариаций дыхательной или йогической техники, называемой bum pa can. Термин drag po’i sbyor ba является одним из тибетских эквивалентов санскритского термина haṭhayoga. Таким образом, эта статья фокусируется на позах и дыхательных техниках практики йоги Amṛtasiddhi, представленных Амогхаваджрой.
Тематика
Haṭha Yoga и
āsana в основном принадлежит индуистской традиции.
Однако, поскольку традиции
Amṛtasiddhi и
Haṭha Yoga имеют ряд общих практик, а некоторые из форм телесных поз, описанных в йогических текстах
Amṛtasiddhi Амогхаваджры, напоминают
āsana, встречающиеся в позднесредневековых текстах
Haṭha Yoga, сравнение этих традиций представляется оправданным.
Такое сопоставление позволяет лучше понять, каким образом
практики телесных поз, выполненные в стиле Haṭhayoga, представлены в буддийских текстах Ваджраяны в тот исторический период, когда тексты
Haṭha Yoga только начали формироваться.
В настоящее время существует
разрыв в знаниях между:
- с одной стороны, множеством āsana, описанных в поздних текстах Haṭha Yoga (после Haṭhapradīpikā),
- и с другой стороны — тем немногим числом āsana, упоминаемых в ранних текстах Haṭha Yoga.
Уникальный метод и подход Amṛtasiddhi для достижения освобождения: Техники дыхания
Согласно комментарию в Amṛtasiddhi, значение ’Chi med grub pa (Amṛtasiddhi) таково: «’Chi med (amṛta/deathless) означает бессмертие (человека) истинной идентичности, её природы и тела; bsGrub pa (siddhi) означает проявление этих трёх плодов». Как Amṛtasiddhi, так и его комментарий (далее именуемый AC), написанный Amoghavajra, имеют санскритские названия Amṛtasiddhi и Amṛtasiddhivṛtti соответственно. За исключением этих двух текстов, почти все остальные тексты Amoghavajra, связанные с Amṛtasiddhi, представляют собой инструкции по физическим практикам йоги, таким как trulkhor. Эти инструкции в основном состоят из lus gnad (формирования определённых поз тела и движений) и rlung gi gnad (техники дыхания). Физическая практика йоги в этих йогических руководствах обычно делится на три фазы: начальную, основную и финальную. Интересно отметить, что только в основной фазе упоминаются практики дыхания. Техника дыхания, задействованная почти во всех практиках, заключается в объединении верхнего и нижнего воздуха в области пупка. Один из самых важных элементов Amṛtasiddhi Amoghavajra — это метод дыхания. AC говорит, что это секретная mudrā, уникальная для Amṛtasiddhi.
Внешние (небуддисты) верят, что купание в Gayā (gha ya)или в Gaṅgā (ghang ga) или на ghaṭṭa у Gaṅgā (ghang ga’i gar) принесёт им освобождение.Нетантрические буддисты Mahāyāna принимают, что освобождение может быть достигнуто через (путь бодхисаттвы) пять путей и десять уровней (bhumi).Буддийская тантра в целом рассматривает освобождение как достижимое через стадию порождения (generation stage) и стадию завершения (completion stage).В Amṛtasiddhi же цель достигается путём мгновенного объединения верхнего воздуха и нижнего воздуха в чакре пупка (nirmāṇacakra).Этот метод дыхания довольно часто появляется в йогических инструкциях Amṛtasiddhi.
Эти объяснения показывают, что в практике Amṛtasiddhi крайне важно объединять верхние и нижние ветры, а также верхнюю чакру горла (вместе с её семенем) и нижнюю, секретную чакру yoni, в области
пупка. Это достигается посредством
pūraka,
kumbhaka и других йогических техник.
Эта йогическая техника, или дыхательная практика
соединения верхних и нижних ветров, имеет
одиннадцать различных вариаций в семнадцати основных текстах практики
Amṛtasiddhi.
Силовая йога (drag po’i sbyor ba)В своём исследовании происхождения санскритского термина
haṭhayoga, Маллинсон (Mallinson 2020b: 9) приходит к выводу, что:
«Само количество свидетельств указывает на буддийское происхождение термина
haṭhayoga.»
Маллинсон (2020b: 3–4) перечисляет семнадцать тантрических буддийских текстов Ваджраяны, где используется термин haṭhayoga, датируемых с началом VIII по XII век.
Мне удалось встретить три основных перевода санскритского термина haṭha (в слове
haṭhayoga) в текстах Ваджраяны, которые я смог получить. Эти переводы основаны на санскритских оригиналах и соответствующих тибетских версиях:
- drag po или drag shul — «жесткий», «силовой», «насильственный»;
- stobs — «сила / мощь / энергия»;
- btsan thabs — «метод принуждения» или «насильственный метод».
Позднее большинство тибетских учёных, таких как
Bu ston rin chen sgrub,
Tsongkhapa и
Tāranātha, приняли тибетский термин
btsan thabs kyi rnal ’byor или
btsan thabs sbyor ba для обозначения санскритского
haṭhayoga — практики, связанной с
Ṣaḍaṅgayoga (шести ступенчатая йога).
В
Ṣaḍaṅgayoga йоги применяют
haṭhayoga как
альтернативный метод к практике
pratyāhāra,
dhyāna и
prāṇāyāma, чтобы
силой направить ветер и заключить его в центральный канал, а также
удерживать thigle/bindu, не позволяя ему выйти, посредством практики
nāda.
rJe Tsongkhapa (Цонгкапа, XIV–XV вв.) называет метод
haṭhayoga из
Ṣaḍaṅgayoga drag sbyor («силовая йога»).
Tsongkhapa пишет:
«Не практикуй
haṭhayoga (drag sbyor) с самого начала, не испробовав предварительно
pratyāhāra и
prāṇāyāma. Иначе практикующий не сможет направить ветер в центральные каналы и столкнётся с препятствиями. Поэтому сначала мягко практикуй
pratyāhāra и
prāṇāyāma. Если же после долгой практики не будет достигнут успех, тогда следует выполнить
haṭhayoga (drag po btsan thabs kyi sbyor).»
Амогхаваджра объясняет, что термин
bum pa can, упомянутый в корневом тексте
Amṛtasiddhi, означает:
«выпрямить искривлённые каналы (тиб.
rtsa; санскр.
nāḍī), ветры (тиб.
rlung; санскр.
vāyu) и сущностные капли (тиб.
thig le; санскр.
bindu), и вступить в силовую йогу (drag po’i sbyor ba)».
Тибетский оригинал:
bum pa can la bslab par bya zhes pa ni rtsa dang rlung dang thig le yon po rnams bsrang zhing drag po’i sbyor ba la ‘jug par bya’o.// gang ba can dang bum pa can zhes bya ba ni rlung gnyis kyi stobs bskyed cing rtsa mig dgang ba dang rtsa dang rlung dang thig le yon po rnams bsrang zhing drag po’i sbyor la ’jug par bya’o //.Gang ba can (kumbhaka) и
bum pa can (pūraka) означают порождение силы в обоих (верхнем и нижнем) ветрах и наполнение каналов;
выпрямление искривлённых каналов, ветров и сущностных капель,
а также вступление в силовую йогу (drag po’i sbyor).
(
Комментарий к Amṛtasiddhi)
Дыхательная техника bum pa can в семнадцати основных практиках
Amṛtasiddhi описывается так:
// steng ’og kha sbyar zhing drag po’i sbyor ba’o // — «Объединить верхние и нижние (ветры) и силовая йога».Согласно тексту
«Секретное наставление о выпрямлении искривлённых nāḍī, vāyu и bindu, составленное бессмертным Nagpo U tsi ta» (
Nag po U tsi ta’chi ba med pas mdzad pa yon po bsrang ba’i gdams ngag),
Kṛṣṇacaryāvrata получил это учение от
махасиддхи, бессмертного Acinta (U ci ta),
чьим учителем был
Maheśvara (Śiva / dBang phyug chen po).
Текст говорит:
«Искривлённый канал — это пара левого и правого каналов;
искривлённый ветер — это пара ветров, входящего и выходящего;
искривлённая сущностная капля — это кровь и семя.
Выпрямление искривлённых каналов, ветров и сущностных капель — это
введение (ветра) внутрь
центрального канала.»
Согласно одному из комментариев к этой практике, написанному мастером школы
Сакья Джамгоном Амнье (’Jam mgon a mnye, XVII в.), он использует термин
btsan thabs (ещё один тибетский эквивалент слова
haṭha в
haṭhayoga) для обозначения
принуждения ветра войти в центральный канал посредством
выпрямления искривлённых каналов, ветров и сущностных капель.
Объяснение из этих текстов даёт нам некоторое представление о взаимосвязи между выпрямлением искривлённых каналов, ветров и сущностных капель и вступлением в “силовую йогу” (drag po’i sbyor ba), упомянутую в комментарии Амогхаваджры к
Amṛtasiddhi.
Согласно тексту
Kṛṣṇacaryāvrata (Nag po pa) и толкованию
Джамгона Амнье,
«силовая йога» (drag po’i sbyor ba) имеет смысл
«принуждения или вталкивания ветра в центральный канал», что достигается путём
выпрямления каналов, ветров и сущностных капель.
В одной из
физических йогических практик из
йога-руководств Amṛtasiddhi, где описывается применение
«силовой йоги»,
Амогхаваджра говорит о
направлении ветра в центральный канал посредством
объединения верхнего и нижнего ветра в чакровом колесе пупка.
Это толкование значения
«силовой йоги» — как
принуждения или вталкивания ветра в центральный канал — совпадает с одним из значений практики
haṭhayoga (bstsan thabs sbyor ba), излагаемой в
ṣaḍaṅgayoga тантры
Kālacakra.
Trulkhor и Lus gnad (yantra)
"Trulkhor подобен королю,
а samādhi подобно слуге."
Сегодня
trulkhor широко известен как
yantra (йога) после публикации знаменитой книги
Yantra Yoga выдающегося тибетского учителя Дзогчена
Choegyal Namkhai Norbu.
Однако некоторые буддийские учёные утверждают, что санскритское слово для
trulkhor в контексте
физической йоги — это
adhisāra.
[Санскритское слово
adhisāra (अधिसार) имеет несколько близких значений в контексте духовных и философских текстов:
- Движение или продвижение – буквально «движение по», «поступательное движение», «продвижение к чему-либо».
- Сосредоточение или продвижение энергии – в тантрических и йогических текстах может обозначать направленное движение праны или жизненной энергии по каналам (nāḍī).
- Превышение или преодоление – иногда слово используют в смысле «подъём над» или «победа над препятствиями».
Контекст, в котором встречается
adhisāra, важен: в йогических текстах оно чаще всего относится к направленному потоку энергии или сознания.]
В тибетском тексте
Taklung Kagyu’s (stag lung bka’ brgyud) Treasury of Texts сказано, что санскритский термин для
trulkhor —
yantra;
текст объясняет, как термин
yantra как магическое устройство и
yantra как практика йоги
rtsa rlung thigle связаны.
В обоих случаях
trulkhor представляет собой устройство или инструмент для
удаления или разрушения внутренних и внешних дисгармоничных элементов, таких как внешние враги и болезни, а также внутренние физические и психические недуги.
Trulkhor — неоднозначный термин, его трудно перевести на английский язык.
В буддийских словарях встречаются разные переводы:
йогические упражнения, упражнения, подобные haṭhayoga, йогическая поза, йога движения, магическое колесо, колесо смятения, устройство, машина и т. д.
Trulkhor — это йогическое устройство или практика, которая обычно имеет
три основные составляющие:
- Lus gnad (поза тела),
- дыхательные техники (’byung ba rlung gi gnad),
- и ментальное наблюдение (dmigs pa’i gnad).
Trulkhor называют «королём» не из-за превосходства, а потому, что при правильной позе и правильной дыхательной технике
samādhi возникает или следует естественно.
Существует множество видов
trulkhors, каждый со своей целью и пользой.
Jigten Sumgön (’Jig rten gsum mgon, XII–XIII вв.) пишет:
«Каждый индийский махасиддха обладает своими уникальными trulkhors, и каждый из этих trulkhors способен даровать разные сиддхи, такие как постижение махамудры, возвышенный йогический опыт блаженства, ясности и неконцептуальности и т. д.»
Lus gnad является одной из важных составляющих
trulkhor.
Иногда
lus gnad (поза тела) сама по себе называется
trulkhor.
Например,
перекрещенные ноги в позе vajra называется
trulkhor.
Знаменитая
семичленная медитационная поза Vairocana называется «королём trulkhors».
В некоторых поздних тибетских буддийских текстах тибетские термины
trulkhor, ’dug stangs и
lus gnad иногда используются
взаимозаменяемо.
«Санскритский термин для
trulkhor —
yantra.
Yantra обычно рисуется на берёзовой коре или на листьях банана в форме мистической диаграммы (
cakra/maṇḍala).
Когда её сопровождают мантры с намерением, она усмиряет болезни и эпидемии.
В данном случае
тело ваджры (vajra body) человека подобно
банановому листу, на котором нарисован янтра.
Каналы тела (
rtsa) и узлы каналов представляют собой
мистическую, круговую диаграмму чакры.
Bindu пребывают внутри всех этих каналов.
Движение воздуха (
rlung) внутри каналов соответствует
произнесению мантр.
Таким образом, йогин использует внутренние
rtsa (каналы),
rlung (дыхание) и
thig le (bindu) как
путь янтры, чтобы
удерживать солнце и луну на их крайних точках (зените и надире) и
обратить поток реки (bindu) вверх».
Согласно Амогхаваджре, существует три типа болезней:
внешние,
внутренние и
тайные.
- Три внешние болезни — это три телесных расстройства: ветер (rlung), желчь (mkhris pa) и слизь (bad kan).
- Три внутренние болезни — это три яда: желание (’dod chags), отвращение (zhe sdang) и неведение (gti mug).
- Три тайные болезни — это три ошибочных понимания: блаженства (bde ba), ясности (gsal ba) и неконцептуальности (mi rtog pa).
Lus gnad: Позиции тела
В
Ваджраяне обычно используется
шестичленная система йоги — ṣaḍaṅgayoga,
а не
восьмичленная система aṣṭāṅgayoga.
В
ṣaḍaṅgayoga нет отдельной ступени или дополнительной практики, соответствующей
āsana.
В отличие от санскритского термина
āsana, который имеет широкий диапазон значений —
сиденье, способ сидения или сложная телесная поза (не обязательно сидячая) —
в тибетских текстах встречается несколько разных слов для передачи этих значений.
Например, тибетские слова для
санскритского термина āsana в значении
сиденья —
gdan,
stan и
khri, как в следующих примерах:
- pad ma’i gdan — padmāsana
- bde ba’i stan — sukhāsana
- chos kyi khri — dharmāsana
- nyi ma’i gdan — sūryāsana.
Когда речь идёт об
āsana как о способе сидения, тибетские тексты используют термины
’dug stangs (
способ сидения или стояния),
skyil krung (
поза со скрещёнными ногами)
и иногда
stabs (
поза, осанка, походка).
Примеры:
- rdo rje’i ’dug stangs — vajrāsana,
- pad ma’i ’dug stangs — padmāsana,
- dpa’ bo’i ’dug stangs — vīrāsana,
- tsog po’i ’dug stangs — utkuṭakāsana,
- rdo rje’i skyil krung — vajraparyaṅka/vajrāsana,
- sems dpa’i skyil krung — sattvaparyaṅka,
- skyil krung phye pa — ardhaparyaṅka,
- rol pa’i stabs — lalitāsana, и др.
Lus gnad — ещё один тибетский термин, обозначающий
положение тела.
Его использование стало более распространённым в тибетских буддийских текстах о
йоге Ваджраяны с
IX века, совпав с развитием
физически ориентированных йогических практик в Индии и Тибете.
В контексте таких практик
lus gnad имеет значение,
близкое к āsana в haṭhayoga.
Lus gnad может обозначать как
положение отдельной части тела, так и
комбинацию поз различных частей тела — ног, шеи, рук, глаз или спины.
В тибетских физических йогических практиках, таких как
trulkhor,
lus gnad (
позы тела) обычно
не выполняются отдельно.
Чаще всего
lus gnad (положение тела) сопровождается
дыхательной практикой и
объектом наблюдения (
dmigs pa).
Таким образом, тибетские буддийские тексты различают
два типа lus gnad (поз тела):
- lus gnad dngos — собственно телесная поза,
- lus de la brten pa’i rlung gis sbyor ba — дыхательная практика, основанная на данной позе тела.
Многие физические практики
lus gnad в
Amṛtasiddhi — это
статические йогические позы (сидячие, стоячие, балансирующие или «зависшие» в финальной фиксации), аналогичные
āsana в
Haṭha Yoga, где
дыхательная практика используется
только в основной фазе йоги.
Другие же включают
движения, подобные
обычным тибетским trulkhors.
Согласно тибетской системе
rtsa rlung thigle,
каналы (rtsa),
ветры (rlung) и
эссенциальные капли (thigle/bindu)присутствуют
во всех частях человеческого тела, однако они
более выражены и жизненно важны в
определённых зонах тела.
Например, в
Amṛtasiddhi описаны
четырнадцать ключевых местонахождений шестнадцати основных типов
thigle/bindu в человеческом теле.
Таким образом,
правильное положение конкретной части телаоказывает
положительное влияние на соответствующие
каналы, ветры и thigle.
Как отмечает
Лонгченпа (Klong chen pa, XIV век):
«Все блага, исходящие из ветра, каналов и эссенциальных капель, возникают из
правильного положения тела (lus gnad)».
Неправильные позы тела нарушают
каналы;
возмущённые каналы тревожат
ветры и
эссенциальные капли, и это становится причиной
всех проблем.
С другой стороны,
правильные позы тела приносят
благотворные результаты, поскольку человек испытывает
приятные или неприятные ощущения,
благие или неблагие переживания в зависимости от
гармонии или дисгармонии собрания и циркуляции каналов, ветров и эссенциальных капель, присутствующих в
теле ваджры (vajra body).
Таким образом, можно предположить, что термин
lus gnad (положение тела)восходит к выражениям
lus kyi gnad (жизненные точки тела) и
lus kyi gnad du bsnun pa (воздействие на жизненные точки тела).
Йога-тексты
Amṛtasiddhi в основном состоят из инструкций о том, как формировать различные простые и сложные позы тела, иногда сопровождаемые определёнными дыхательными техниками и движениями отдельных частей тела для устранения тех или иных препятствий или дефектов.
Комментарий делит эту йогическую практику на три компонента — как и в практике
trulkhor:
- lus gnad (положение тела),
- rlung gi gnad (дыхательная техника),
- dmigs pa (объект сосредоточения).
Многие из этих
lus gnad завершаются определённой позой, подобной
āsana в
Haṭha Yoga; другие включают движение частей тела. Согласно этому объяснению,
lus gnad здесь обозначает как формирование определённых телесных поз, так и движение отдельных частей тела.
В текстах
Amṛtasiddhi встречаются различные
не сидячие lus gnad или йогические позы, такие как балансировка на руках, ногах или голове, перевёрнутые положения, раскачивание на верёвке, прыжки, а также положения лёжа или приподнятые позиции.
Таким образом, в
Amṛtasiddhi термин
lus gnad охватывает широкий диапазон:
- от медитативных сидячих поз,
- до динамических движений и подвешенных положений,
- и играет ту же роль, что и āsana в хатха-йоге,
- но в контексте тантрической (vajra) физиологии:
- он служит инструментом воздействия на каналы (rtsa), ветры (rlung) и капли (thigle).
Lus gnad из текста Amṛtasiddhi «Освобождение восьми узлов каналов»(
’Chi med grub pa’i rtsa mdud brgyad ’grol ba’i ’khrul ’khor gyi yig sna)
В своём комментарии Амогхаваджра объясняет систему тела —
rtsa (каналы),
rlung (ветер, жизненный воздух),
thig le (сущностные капли /
bindu),
me (огонь),
nyi ma (солнце) и
zla ba (луна) и т. д.
Центральный канал проходит от макушки головы через шесть
cakra (колёс-центров) вниз к половым органам.
От макушки отходят тридцать два вторичных канала, несущие
сущностные капли (
bodhicitta bindu).
Согласно
AC (Amṛtasiddhi Commentary), эти тридцать два канала образуют восемь
узлов каналов, каждый из которых состоит из четырёх каналов, переплетённых с основным.
Эти узлы каналов соответствуют
оковам самсары.
Восемь узлов каналов:
- Узел, связанный с понятийностью;
- Узел, связанный с привязанностью;
- Узел, связанный с цеплянием;
- Узел, связанный с органами чувств;
- Узел, связанный с явлениями;
- Узел, связанный с ясностью;
- Узел, связанный с блаженством;
- Узел, связанный с непонятийностью.
AC говорит:
«Когда эти восемь узлов каналов освобождены, практикующий достигает восьми сил samādhi.Освободив узлы каналов, практикующий достигает плодов пяти путей и десяти ступеней (bhūmi) бодхисаттвы, не проходя их поэтапно, одну за другой.Реализация состояния Будды проявляется уже в этой самой жизни,если следовать сущностным наставлениям Вирупы,не полагаясь на достижение просветления в бардо (промежуточном состоянии между смертью и перерождением)или в следующей жизни.»Методы освобождения узлов каналов:
lus gnad (положение тела),
dmigs pa’i gnad (объект сосредоточения),
rdzas (вещества),
и
byin rlabs (благословения).
Согласно
AC, физические положения тела и движения, применяемые в
trulkhor, являются основными методами освобождения.
Trulkhor для каждого узла канала состоит из трёх фаз: начальной, основной и заключительной.
Заключение
Уникальность трудов Амогхаваджры, посвящённых
Amṛtasiddhi, по сравнению с другими текстами
Amṛtasiddhi, приписываемыми Вирупе, заключается в большом количестве физических йогических практик.
В данной статье основное внимание было уделено двум важным элементам этих физических практик йоги:
lus gnad (телесная поза) и
rlung gi gnad (дыхательная техника). Особое внимание было обращено на позы, сходные с
Haṭha Yoga, которые редко встречаются в других текстах буддизма Ваджраяны.
Как уже отмечалось,
Amṛtasiddhi — это не текст
Haṭha Yoga в строгом смысле слова; его практика называется
Amṛtasiddhi, а не
Haṭha Yoga. Однако между
Amṛtasiddhi в традиции Ваджраяны и шиваитско-вайшнавскими традициями
Haṭha Yoga существует ряд общих элементов. Поэтому, когда мы находим в текстах
Amṛtasiddhi и их комментариях позы, напоминающие
haṭhayoga-практики, а также термин
drag po’i sbyor ba (тибетский эквивалент санскритского
haṭhayoga), возникает вопрос — существует ли особая связь между этими практиками и традицией
Haṭha Yoga.
Изучение этой связи может дать ключ к пониманию развития самого загадочного термина
haṭhayoga и объяснить, каким образом в позднесредневековых текстах
Haṭha Yoga появилось такое множество различных
āsana. Поэтому представляется важным рассмотреть, имеет ли термин
haṭhayoga какую-либо конкретную связь с практиками
haṭhayoga, упоминаемыми в
Kālacakratantra как
ṣaḍaṅgayoga, и с комментариями Амогхаваджры к
Amṛtasiddhi.
Точная дата создания корпуса
Amṛtasiddhi Амогхаваджры неизвестна, но эти тексты свидетельствуют о том, что некоторые позы, которые впоследствии стали называться
āsana, или которые напоминают āsana из поздних текстов
Haṭha Yoga, уже применялись в физических практиках
Amṛtasiddhi.
Практика
drag po’i sbyor ba, упомянутая в текстах
Amṛtasiddhi Амогхаваджры, связана с концепцией
bum pa can.
Сами тексты не объясняют, что представляет собой
drag po’i sbyor ba; они лишь указывают:
«Выпрями искривлённые каналы (
rtsa, санскр.
nāḍī), ветры (
rlung, санскр.
vāyu) и сущностные капли (
thig le, санскр.
bindu), и занимайся силовой йогой».
Согласно моему анализу, а также исследованию, основанному на тексте
Yon po bsrang ba, приписываемом Кришначарьяврате (с комментарием Джамгона Амнье), выражение
«занимайся силовой йогой (drag po’i sbyor ba)» можно понимать как практику
насильственного направления воздуха в центральный канал, что является отличительной чертой
Haṭha Yoga.